СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

СЕКСУАЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Установки в отношении формирования сексуального поведения молодежи возникают в обществе не на пустом месте. Подходы к выполнению этой задачи определяются такими факторами, как уровень технического прогресса общества, его экономическое состояние и социальные отношения.

Взрослые во всех уголках Земли проявляют активный интерес к сексуальному поведению своих детей и молодежи в целом. Некоторые культуры (называемые пермиссивными, или терпимыми) предполагают вовлечение детей и подростков в сексуальные отношения, и взрослые не препятствуют этому, следя лишь за тем, чтобы не нарушались правила инцеста. В других культурах (называемых рестриктивными, или ограничительными) взрослые пытаются воспрепятствовать сексуальной активности молодых людей до их вступления в брак.

Представители народности мурия гонд в Индии (Elwin, 1968) живут по законам пермиссивного общества. Мальчики и девочки старше десяти лет организуют готал, в котором они живут вместе отдельно от взрослых. Время, проведенное в готале, считается самым счастливым периодом в их жизни. До вступления в брак юноши и девушки проводят вечера вместе, поют песни и танцуют, а затем удаляются, чтобы заниматься сексом, обычно на виду у других членов готала. В некоторых готалах поощряется половая связь всех членов одного пола со всеми членами противоположного пола (только бы не случилось инцеста); более того, любой мальчик, который спит с одной и той же девочкой более трех ночей подряд, подвергается наказанию. Интересно, что основная причина существования такого правила - профилактика зачатия. В сообществе мурия гонд полагают, что оплодотворение происходит лишь при многократных половых актах между партнерами. Другой причиной является стремление с помощью этого правила предупредить случаи проявления ревности в пределах готала, Обычно люди своих супругов находят не в готале. Пары для брака часто подбираются родителями, когда дети еще очень маленькие. Хотя обрученные дети обычно принадлежат к разным готалам, если они все же попали в один и тот же готал, им не разрешается иметь сексуальные контакты. После бракосочетания в позднем юношеском возрасте пара покидает готал. Замужняя женщина или вдова никогда в него не возвращаются, но женатого мужчину, популярного у молодежи, иногда могут пригласить вернуться в готал, и там он даже может вступать в половую связь с незамужними женщинами, хотя такие приглашения редки.

Египтяне народности силва (Ammar, 1954) представляют рестриктивное (ограничительное) общество. Хорошая репутация семьи зависит здесь от того, как семья контролирует сексуальную жизнь своих дочерей. Женихи рассчитывают на девственность невест, и чтобы гарантировать это, семьи препятствуют общению дочерей с мальчиками. Девочки носят длинные черные покрывала, скрывающие их фигуру, и закрывают лицо чадрой. В возрасте 7-8 лет девочкам удаляют клитор, поскольку верят, что это уменьшит опасность вовлечения девочки в половые отношения до брака. Поскольку девочки выходят замуж в возрасте 12-13 лет, потенциальный период для добрачных половых связей короткий, но родители все же не могут быть спокойны до тех пор, пока их дочери благополучно не выйдут замуж.

Большинство культур не являются ни такими пермиссивными, как мурия гонд, ни такими рест-риктивными, как египтяне-силва. По данным Барри и Шлегеля (Barry, Schlegel, 1984, 1985), в тех обществах, где запрещают добрачную половую активность девочек, проявляется тенденция удерживать и мальчиков от ранних сексуальных связей. Однако при наличии в обществе двойного стандарта по поводу добрачного секса мальчикам всегда предоставляется большая свобода. Брауде и Грин (Broude, Green, 1976) изучали установки относительно добрачного сексуального поведения женщин в 141 сообществе и примерно 25% из них они отнесли к ограничительным из-за решительного осуждения добрачного секса для женщин. Во многих из этих сообществ невесты должны демонстрировать свою девственность в свадебную ночь. Если жених обнаружит, что невеста не девственница, брак с ней немедленно может быть расторгнут, что опозорит ее семью и заставит вернуть все свадебные подношения, полученные за невесту. Другие 25% сообществ одобряют добрачный секс у женщин. В этих культурах женская невинность не ценится, и подростки обычно имеют сексуальный опыт до брака. Еще 37% сообществ, по данным этих авторов, дозволяют благоразумный добрачный секс, который не приводит к беременности. В остальных сообществах, не одобряя потерю девушкой девственности до брака, не наказывают ее сурово, если это произошло, либо допускают добрачный секс между невестой и женихом.

Брауде и Грин установили, что в 77% из исследованных ими сообществ добрачный секс для мужчин - явление обычное, а в 12% - редкое. Сексуальная жизнь до брака у женщин в 65% обществ встречалась часто, а в 20% - редко. Как можно ожидать, распространенность добрачных половых связей и среди мужчин, и среди женщин ниже в тех обществах, где секс до брака не одобряется.

Этнологи обнаружили, что чем сложнее культура, тем больше выражены в ней ограничительные установки по отношению к добрачной сексуальной активности. (Более сложные общества характеризуются социальным расслоением, например на классы или касты, и наличием иерархической структуры.) До конца не ясно, почему сложность культуры должна вести к ограничительным установкам. Мэрдок (Murdock 1964) отводит важную роль в этом вопросе экономическим проблемам. В сложноорганизованных обществах с развитым сельским хозяйством существенное значение для умения заработать на жизнь могут иметь дисциплина и саморегуляция. Мэрдок считает, что когда молодые люди учатся контролировать сексуальные побуждения, они также приучаются к самодисциплине, необходимой для успешного выживания в зрелом возрасте. В технологически менее сложных обществах к дисциплине не обязательно приучаться в таком раннем возрасте и, возможно, нет причины контролировать сексуальные порывы подростков. В сложных сообществах с большой дифференциацией имущественного положения людей причиной рестриктивных установок и отсрочки репродукции может быть стремление семей сохранить богатство путем ограничения количества потомков, претендующих на имущество.

Формы женской одежды и украшений варьируют в разных частях света (по часовой стрелке, начиная сверху слева): индеанка из Колумбии, поедающая сахарный тростник; женщина из Гвинеи; мусульманка из Танзании; американка - студентка балета; туарегская женщина высшей касты, Нигер.

Этнологи отметили также, что отношение общества к сексуальному поведению молодежи связано с установками в этом обществе относительно других аспектов половой жизни. По данным Брауде (Broude 1976), в рестриктивных обществах, где не одобряется добрачная сексуальная жизнь женщин, обычно запрещаются и внебрачные половые связи как для женщин, так и для мужчин. Удивительно, но именно в этих обществах человеку предоставляется наибольшая свобода в выборе своего суженого. Согласно данным Брауде, не выявляется связи между частотой изнасилования и отношением к добрачной сексуальности или распространенностью мужского гомосексуального поведения, хотя рестриктивные культуры более, чем пермиссивные, склонны запрещать гомосексуальные связи. Ограничительные сообщества обычно отличаются тщательно разработанным церемониалом бракосочетания, ритуалом выкупа за невесту или приданого, а также правом мужа расторгнуть брак с женой на почве бесплодия или прелюбодеяния. Женщины же у таких народов часто не имеют права на развод или повторный брак после смерти супруга (Frayser, 1985).