СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека
ГЛАВА 7. Формирование сексуальности
ГЛАВА 8. Детская сексуальность
ГЛАВА 9. Сексуальность подростков

ГЛАВА 11. Половые роли
Мужественность и женственность
Черты социализации половой роли
Андрогиния
Психология половых различий
Феномен транссексуальности
Половые роли и половое поведение
Выводы

ГЛАВА 14. Секс в одиночку
ГЛАВА 19. Болезни, передающиеся половым путем
ГЛАВА 21. Половые расстройства и их лечение

Черты социализации половой роли

Еще до рождения ребенка в семье могут быть разногласия по поводу его желаемого пола. В большинстве случаев родители хотят иметь мальчика, а не девочку (Makle, 1974; Coombs, 1977). Иметь сына считается более престижным, нежели дочь (Westoff, Rindfuss, 1974). Причина такого предпочтения коренится в убеждении, что мужчины сильнее, умнее, смелее и способнее женщин и что "наш мир - это мир мужчин" (каким он действительно был в недалеком прошлом), если иметь в виду, что мужчины имеют более широкие возможности чем женщины для получения образования, материального достатка, для профессиональной и политической карьеры.

Родители часто пытаются узнать пол еще не родившегося ребенка и спланировать его будущую судьбу. Если ожидается рождение мальчика, его заранее видят спортивным, удачливым, твердым и независимым. Если же должна родиться девочка, то чаще всего мечтают, чтобы она была красивой, стройной, любящей, привлекательной и удачно вышла замуж.

Все эти размышления о судьбе еще не родившегося ребенка представляют собой род стереотипа, так же как догадки о том, что родится мальчик, потому что "он" часто толкается в материнской утробе. Нет ничего удивительного в том, что, едва родившись, ребенок оказывается в плену имеющихся в данном обществе стереотипов и представлений.

Рождение и младенчество

Возглас, оповещающий о поле ребенка в момент его появления на свет ("Это мальчик!" или "Девочка!"), кладет начало целой цепочке событий: выбору розового или голубого браслета, который надевают на ручку новорожденного, выбору имени, покупке одежды и оформлению детской комнаты в соответствии с тем, что требуется мальчику или девочке. (В песне "Мальчик по имени Сью" композитора С. Силверстейна отец вопреки общепринятым нормам назвал сына женским именем, считая, что такой парадоксальный прием поможет закалить ребенка. Выбрав имя Сью, отец заставил мальчика часто вступать в драки, чтобы, защищаясь от насмешек, воспитать в себе твердость).

Стереотип отношения к полу виден и в том, что говорят друзья, родственники и родители, обсуждая внешность новорожденного: "Посмотрите, какой он большой. Держу пари, что из него выйдет футболист", "Какие у нее красивые глазки - просто куколка", "У него такое умное лицо", "У нее уже сейчас такие ножки, что можно не волноваться, отбоя не будет от поклонников". Шутливые предсказания будущей судьбы ребенка тоже непосредственно связаны с его полом. Если друзья родителей замечают: "Теперь придется думать, как собрать приданое", можно с уверенностью сказать, что речь идет не о мальчике.

Родители новорожденных говорят о девочках как существах более нежных, маленьких, красивых и не таких живых, как мальчики, хотя врачи не видят никаких объективных отличий с точки зрения внешности или активности (Rubin, Provenzano, Luria, 1974). В младенческом возрасте общение с матерью у мальчиков ограничивается в основном физическими контактами; с девочками матери больше разговаривают и больше опекают их (Lewis, 1972). Это различие способствует тому, что впоследствии девочки оказываются более разговорчивыми, а мальчики проявляют повышенную физическую активность. В 1977 г. Валум опубликовал результаты интересного исследования. Нескольких молодых матерей просили присмотреть за одним и тем же шестимесячным младенцем, одетым в одних случаях в голубой комбинезон и названного им Адамом, а в других - в розовое гофрированное платье и названного Бетти. Оказалось, что матери чаще улыбались "Бетти", чаще играли с ней и находили ее "миленькой". Другое недавно проведенное исследование подтвердило, что матери и отцы по-разному ведут себя в отношении незнакомых детей, в зависимости от того, какой пол ребенка им назвали (Gulp, Cook, Housley, 1983).

Разное отношение родителей к собственным детям разного пола проявляется по-другому. В частности, они быстрее реагируют на плач маленькой дочери, чем на плач сына (Frieze et al., 1978), с большей готовностью разрешают мальчику проявлять самостоятельность, раньше начинают оставлять его одного дома. Напротив, у маленьких девочек как бы намеренно формируют пассивность и зависимость (Weitzman, 1975; Long, Laws, 1979).

До сих пор неясны причины проявления половых различий в процессе социализации детей. Культурные влияния, разумеется, имеют важное значение, но не исключено участие биологических факторов. Так например, повышенная интенсивность обмена веществ у мальчиков, высокая калорийность их пищевого рациона и более активный образ жизни способствуют раннему формированию чувства независимости; в свою очередь, стремление родителей поощрять это чувство отражает традиционно сложившиеся ожидания (Walum, 1977). Разное поведение мальчиков и девочек в младенческом возрасте может объясняться и различиями в их гормональном статусе. Зачастую родители сами не осознают, насколько отличается их отношение к детям разного пола. Тем не менее дифференцированная социализация, по-видимому, имеет место даже в тех случаях, когда родители теоретически не сторонники стереотипов половой роли (Scanzoni, Fox, 1980).

Ранее детство (от двух до пяти лет)

К двухлетнему возрасту ребенок достаточно надежно определяет половую принадлежность окружающих его людей и может разложить по ящикам одежду мальчиков и девочек (Thompson, 1975). Тем не менее двухлетка зачастую неспособен четко определить пол ребенка на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность обычно появляется только к двум с половиной годам. Как уже говорилось, половая самоидентификация, т.е. осознание себя существом мужского или женского пола, окончательно формируется примерно к трехлетнему возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков, которые позволяют ребенку идентифицировать себя в новом качестве и проверять свою способность правильно определять половую принадлежность, используя такие местоимения, как "он" или "она" применительно к другим людям.

В возрасте двух или трех лет у детей начинает появляться понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов собственной семьи, так и других людей. По-видимому, вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа "мама не курит трубку" или "папа не красит губы". Однако начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить словами. Скорее всего умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих.

Чрезвычайно важное занятие детей раннего возраста - игра; наблюдая, какие предметы ребенок использует в играх, можно больше узнать о социализации половой роли. Пройдитесь по отделу игрушек в большом магазине и вы очень скоро поймете, что такое принцип дифференциальной социализации. Игрушки для мальчиков ориентированы на активные действия (ружья, машины, космические корабли, спортивные принадлежности), тогда как игрушки для девочек предполагают более спокойные занятия, зачастую связанные с различными домашними делами (куклы, наборы посуды, игрушечные косметические наборы или миниатюрные пылесосы, печи и холодильники). Если та или иная игрушка предназначена и для мальчиков, и для девочек, то ее вариант для девочек так или иначе модифицирован, чтобы в большей степени отвечать специфическим потребностям. Например, велосипеды для мальчиков рекламируются как "прочные, быстрые и долговечные"; такие же изделия для девочек "изящны и безопасны, имеют седло, украшенное цветочным орнаментом, и свисающие с руля красивые розовые кисточки". Подробный анализ наборов игрушек в 96 семьях показал, что мальчикам покупают больше разнообразных игрушечных машин, спортивных принадлежностей и военизированных игрушек, а у девочек преобладают куклы, кукольные домики и игрушечные предметы домашнего обихода (Rheingold, Cook, 1975). Хотя в наши дни многие мальчики играют куклами типа "Рембо" и в солдатики, большинство родителей, имеющих сыновей, наверняка бы забеспокоились, узнав, что они предпочитают возиться с "девчачьими" разряженными куклами (Collins, 1984).

Еще одним важным источником, из которого дети черпают знания о роли полов, служат книжки с картинками. Как замечает Вейцман (Weitzman, 1975), "из книг дети получают сведения о том мире, который лежит за пределами их непосредственного окружения; они узнают, чего ждут от них другие люди". Несмотря на произошедшие в последние годы изменения, анализ содержания книг для детей дошкольного возраста, удостоенных тех или иных наград, выявил явную дискриминацию по половому признаку (Weitzman et al., 1972). Во-первых, мужчины изображаются в них гораздо чаще, чем женщины (авторы насчитали на картинках 261 мужчину и 23 женщины, что дает соотношение 11:1). Во-вторых, большинство мужчин представлены активно и независимо действующими, тогда как женщины выполняют пассивные роли. В-третьих, взрослые женщины, изображенные на этих рисунках, как правило, либо матери, либо жены, а взрослые мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии. Неудивительно, что у девочек формируется твердое убеждение, что их жизненный "успех" связан только с замужеством и материнством. К счастью, положение начинает постепенно нормализоваться, и многие вышедшие в последнее время книги для дошкольников изображают женщину в более привлекательном свете.

Телевидение также является мощным средством социализации половой роли в детском возрасте, поскольку оно служит для них окном в мир. Однако детские мультфильмы также полны стереотипов половой роли: почти все их герои - мужчины, а женщины, как правило, изображаются "жертвами", которых приходиться спасать от злодеев. Даже такие получившие награды детские шоу, как "улица Сезам", не избежали критики, потому что в них доминируют мужские персонажи, а женщины редко изображаются действующими вне дома (Vogel, Broverman, Gardner, 1970). Реклама, рассчитанная на дошкольников, закрепляет ту же тенденцию: мальчики представлены в ней твердыми, деловыми людьми, а девочки - более тихими и утонченными, занятыми домашними делами.

Ребенок школьного возраста

Пока дети не поступили в школу, половая роль навязывается им не очень настойчиво. Семилетнюю девочку, которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с мальчишками, родители могут вполне одобрительно и даже с оттенком гордости называть сорванцом, но при этом ее сверстник-мальчик, предпочитающий игру в куклы или со скакалкой футболу, получает оскорбительное прозвище "маменькиного сынка", и приводит в ужас родителей. Детские психиатры считают "нормальной фазой развития" период, когда девочка может выглядеть сорвиголовой (Green, 1974). В то же время, многие исследователи считают, что с "женственностью" мальчиков необходимо бороться во избежание развития у них гомосексуальных наклонностей или осложнений на сексуальной почве (Lebovitz, 1972; Green, 1974, 1987; Newman, 1976; Rekensetal., 1978).

В школьные годы характер игр все больше ориентируется на реализацию половой роли. Мальчиков чрезвычайно привлекают школьные дворы и спортплощадки. Соревнование становится главным содержанием их игр. Ребят награждают за смелость и стойкость и порицают за трусость и неумение достойно принять отражение. Мальчики, предпочитающие тихие игры и избегающие соревнований, считаются странными и становятся мишенью для насмешек. Девочек, напротив, стараются по привычке устранить от участия в играх, построенных на соревновании, и избавить от чрезмерных нагрузок, несмотря на то что в детстве их физическое развитие опережает развитие мальчиков сопоставимого возраста. (Ныне ситуация заметно меняется; в частности, участие девочек в соревнованиях по плаванию, гимнастике, футболу и бейсболу приветствуется в такой же степени, как музыкальные и балетные занятия.) Девочки обычно очень быстро начинают понимать, что их слезы по поводу боли или обиды вызывают у окружающих желание защитить их или утешить. Таким образом, мальчиков учат преодолевать трудности посредством самостоятельных активных действий, тогда как для девочек наилучшим способом решения всех проблем становится проявление собственной беспомощности в надежде на помощь со стороны.

Иногда родители, сами того не сознавая, навязывают детям идею дискриминации женщины.

"Недавно моя приятельница Ирен (она вице-президент компании) на презентации публично сетовала на упорное нежелание мужчин видеть женщин на высоких руководящих должностях. Но не прошло и десяти минут, как она с гордостью рассказывала нам о своем восьмилетнем сыне, который бегает по дому и выкрикивает: "А мальчики лучше девочек, а мальчики лучше девочек!"

Ирен с пафосом говорила о том, что 40-50-летние сотрудники дискриминируют своих коллег женщин и тут же представляя своего помощника Джонатана, который запросто может выставить за дверь молодую сотрудницу, называла его "настоящим мужчиной" ("Ничего не поделаешь - такой возраст", - объясняла она) (Rommel, 1984, стр. 32).

Бывают, конечно, случаи, когда родители мальчиков по-иному реагируют на проявления пренебрежительного отношения к девочкам. Одна мамаша, услышав, как ее восьмилетний сын говорил друзьям, что девчонки не умеют играть в баскетбол, в ближайшие выходные дни повела его на матч женщин-баскетболисток. Очевидно, мальчик совсем по-новому стал оценивать спортивные возможности девочек, поскольку скоро его увидели играющим в мяч с девятилетней соседкой, живущей на той же улице.

Пренебрежительное отношение к девочкам вызывает беспокойство только у тех родителей, которые стремятся воспитывать детей в духе равенства полов. Большинство взрослых, даже считающих недопустимой половую дискриминацию, смотрят на это сквозь пальцы, полагая, что такие взгляды способствуют повышению самооценки у мальчиков.

Дети проводят много времени в школе, где еще очень распространены стереотипы половой роли. Уроки истории приучают детей к мысли, что в мире господствуют мужчины. В школе на девочек возлагают обычно совсем иные обязанности, чем на мальчиков (например, мальчика могут попросить принести стопку книг, а девочку - навести порядок в классной комнате), причем такое распределение заданий имеет своим источником представление учителя о функциональных особенностях половой роли. В одной школе мальчикам-третьеклассникам было предложено возвести стенку, а девочкам - разрисовать ее. Когда одна из учениц сказала, что тоже хочет строить, учительница заявила: "Это не женское дело".

Дети школьного возраста очень часто сталкиваются со стереотипами половой роли и при просмотре телевизионных передач. Из рекламных роликов они узнают, что большинство женщин озабочено такими важными проблемами, как выбор стирального порошка, сорта мыла или самой мягкой туалетной бумаги. Мужчины, напротив, решают вопросы, связанные с поддержанием здоровья ("Четверо из пяти врачей рекомендуют...), экономикой, покупкой машин и организацией досуга (например, большинство сюжетов с рекламой пива построены на эксплуатации темы "мужественности"). За исключением немногих ярких примеров, юристы, врачи и детективы, появляющиеся на телеэкранах - мужчины, а женщины (даже участвующие в рискованных предприятиях), как правило, оказываются чувствительными, романтическими существами, не способными собраться с мыслями. Неудивительно, что стереотипные представления о мужественности и женственности так устойчивы: их столь активно навязывают детям, что те начинают верить в их реальность. Это нашло подтверждение и в том факте, что у детей, проводящих у телевизора более 25 часов в неделю, такие представления о роли полов носят более устойчивый характер, чем у детей сопоставимого возраста, которые смотрят телевизионные передачи меньше 10 часов в неделю (McGhee, Fruch, 1980).

Подростковый возраст

Ориентация на выполнение той или другой половой роли в подростковом возрасте выражена еще сильнее, чем у детей. То, что раньше воспринималось как игра или репетиция будущего поведения, становится реальностью. Правила усложняются, а наказание за отступление от "общепринятых норм" становится все тяжелее.

Мальчику-подростку приходится следовать трем основным правилам. Во-первых, стремиться к успехам в спорте. Во-вторых, проявлять интерес к девочкам и вопросам секса. В-третьих, не выказывать "девчачьих" свойств или интересов. Если в этом возрасте мальчик слишком явно пренебрегает названными правилами, он может вызвать град насмешек в свой адрес; более того, на него могут смотреть как на потенциального гомосексуалиста. Многие родители возражают против преподавания домоводства в школе, полагая, что изучение данного предмета может ослабить мужское начало в их сыновьях и даже привести к "сексуальным отклонениям" (Spence, Helmreich, 1978). На самом деле никаких вредных с психологической точки зрения последствий такой опыт не имеет.

Девочки-подростки сталкиваются совсем с другими проблемами. Согласно традиционным представлениям, конечной целью в жизни женщины является замужество и материнство, а не карьера и самостоятельность. В связи с этим первостепенное значение приобретают привлекательность для лиц противоположного пола и умение проявить соответствующие качества. Система школьного обучения побуждает девочку-подростка ориентироваться на приобретение навыков ведения домашнего хозяйства или работы секретарши, а не стремиться получить какую-либо престижную профессию. Из общения со сверстниками и родителями она выносит убеждение, что успехи в учебе никак не сочетаются с женственностью (Weitzman, 1975; Frieze et al., 1978; Zong Laws, 1979). Однако положение начинает меняться. По мере того как в обществе растет уважение к женщинам, сделавшим карьеру, все больше и больше девушек стремится получить высшее образование и хорошую работу.

Одним из факторов, влияющих на выбор женщины рода занятий, служит "страх успеха", т.е. боязнь быть отвергнутой мужчинами, если успех будет достигнут (Ногпег, 1972; Shaffer, 1981). Такие опасения не лишены оснований, поскольку успешная деятельность женщин на том или ином поприще зачастую "отпугивает" от нее менее удачливых мужчин и, следовательно, уменьшает шансы на замужество (Frieze et al., 1978).

В подростковом возрасте девушки получают недостаточно четкое представление о взаимосвязи между женственностью и сексуальностью. Известно, что традиционное представление о половом поведении женщины укладывается в формулу: "порядочные девушки так не поступают", а если поступают, то должны испытывать чувство вины. В то же время главная прелесть женственности состоит в сексуальности и именно сексуальная привлекательность служит ее критерием. Но коль скоро женственности придают такое значение, логично столь же высоко ценить сексуальную активность! Тем не менее большинство людей, допуская многочисленные сексуальные связи для мужчин, осуждают женщину, имеющую более одного партнера.

С течением времени традиционные стереотипы полового поведения начинают отвергаться подростками. Теперь девушки гораздо чаще назначают свидание юношам, чем это случалось лет 20 назад; более того, нередко они сами настаивают на сексуальной близости. Многих молодых людей это устраивает, но есть и такие, кто лучше чувствует себя в рамках традиционных сексуальных отношений, кого напористость в женщине просто пугает. Один 17-летний юноша выразил это в следующих словах: "Мне не нравится, что кто-то управляет мной и вообще, что я должен делать, если девушка хочет секса, а я не в настроении?". (Из картотеки авторов.)

На наших глазах стираются грани между устремлениями мужчин и женщин в таких сферах жизни, как спорт, образование или служебная карьера; изменился стиль одежды; во многих учебных заведениях, где раньше практиковалось раздельное обучение мужчин и женщин, оно стало совместным. Тем не менее нельзя забывать, что старые представления о половой роли продолжают оказывать влияние на подростков; это лишний раз подчеркивает, что настоящее есть в значительной степени продукт прошлого.

Зрелый возраст

Прежде чем продолжить обзор социализации половой роли, необходимо отметить два важных момента. Во-первых, мы умышленно концентрируем внимание на общих чертах этого процесса, игнорируя многочисленные источники отклонений от главной линии. Так, совершенно неправильно думать, что дети в Беверли Хиллз, Детройте или сельских районах Вермонта находятся в одинаковых условиях с точки зрения формирования половой роли. Процесс социализации зависит от религиозного и социально-экономического статуса населения, характера семейных ценностей и этнической принадлежности. В частности, исследователи установили, что дифференцировка половой роли сильнее выражена в низших классах общества по сравнению со средними или высшими (Reiss, 1980). Во-вторых, нельзя считать, что половая роль целиком формируется в детском и юношеском возрасте, так как это означало бы, что в зрелом возрасте люди не меняются. Между тем в последние годы многие молодые люди отошли от традиционного понимания различий между полами, которое им внушали в детстве, и исповедуют альтернативные взгляды, находя их более соответствующими условиям жизни в современном обществе. Трудно сказать, как эта тенденция в конечном счете скажется на будущих поколениях.

При всех различиях в характере воспитания и изменениях во взглядах стереотипы половой роли, сложившиеся в нашем обществе, обычно в наибольшей степени проявляются у взрослых людей, хотя и в несколько иной форме, чем в предшествовавшие периоды жизни. У мужчин внешняя привлекательность и гетеросексуальный опыт остаются важными критериями мужественности, однако простой силе и успехам на поприще физической активности (охота, драки, спорт) уже не придается прежнего значения. В средних и высших классах американского общества мерилом истинно мужских качеств стали профессиональные достижения, оцениваемые по уровню служебного положения и финансового состояния.

Замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе, однако и этот стереотип в настоящее время претерпевает существенное изменение. По мере того как все больше и больше женщин предпочитают работать, а не сидеть дома, представление о несовместимости деловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого.

Брак представляет собой весьма привлекательный общественный институт. Таврис и Оффир (Tavris, Offir, 1977) замечают:

"По иронии судьбы брак, который многие мужчины считают ловушкой, приносит им множество благ, тогда как работа служит источником напряжения и конфликтов. Для женщин все обстоит совершенно иначе. Замужество, к которому они стремятся с самого детства, может оказаться губительным для здоровья, в то время как работа по душе делает женщину здоровее и приносит удовлетворение".

Женатые мужчины физически и психически здоровее неженатых (Gurman, Klein, 1980; Scanzoni, Fox, 1980; Weissman, 1980), а среди замужних женщин частота психических и соматических расстройств выше, чем среди незамужних (Walker et al., 1985; Gotlib, McCabe, 1990). Гоув (Gove, 1979) выделяет несколько аспектов половой роли и брака, которые в совокупности приводят к такой ситуации:

1. Для женщины роль "жены-матери" служит единственным источником удовлетворения в браке, тогда как большинство мужчин имеют два таких источника: работу и роль главы семьи.

2. Некоторые женщины находят обременительной обязанность растить детей и вести домашнее хозяйство, тогда как других не устраивает низкий статус "жены-матери".

3. Относительная неопределенность и незаметность роли домашней хозяйки служит для замужней женщины постоянным источником недовольства и раздражения.

4. На плечи работающей женщины в большинстве случаев все равно ложится львиная доля домашних хлопот (поэтому нагрузка на нее гораздо больше, чем на мужа). К тому же ее служебное положение, как правило, ниже, она меньше получает и должна бороться за равные права с коллегами-мужчинами.

5. Перспективы для замужней женщины неясны и расплывчаты. Неопределенность будущего, невозможность повлиять на ход событий в совокупности зачастую создают дополнительные проблемы и приводят к заниженной самооценке.

К счастью, целый ряд признаков свидетельствует о положительных изменениях в обществе. Сейчас уже не редкость семьи, в которых работают оба супруга, и все больше и больше мужчин добровольно берут на себя те домашние заботы, которые раньше считались исключительно "женским делом" (Pleck, 1985; Donthitt, 1989). Конечно, немногие мужчины готовы бросить работу и вести домашнее хозяйство, но число их постепенно растет (Beer, 1983).

Половые роли взрослых людей реализуются, разумеется, не только в браке. Показательно, что неравенство мужчины и женщины сохраняется и вне дома. В деловом мире лишь немногие компании имеют женщин среди руководящего персонала (столь же редки мужчины, выполняющие секретарские обязанности). На молодого человека, добившегося успеха в бизнесе, смотрят как на одаренного "чудесными" способностями, но если высокого положения достигает молодая женщина, то ее взлет тут же начинают приписывать протекции любовников. Медицинские и юридические институты только в последнее десятилетие под давлением правительства стали принимать более или менее значительное число женщин. Следует к тому же иметь в виду, что изменение правил приема отнюдь не означает, что в университетах женщин встречают с распростертыми объятиями. Вот что говорит по этому поводу одна студентка медицинского факультета:

С самого начала я заметила, что вызываю раздражение тем, что и умна, и привлекательна. Кажется, мои преподаватели полагают, что думать могут только некрасивые женщины. Возникает ощущение, что тебя все время хотят поставить на место и унизить". В анатомичке с явной издевкой дают самые "неудобные" задания и с удовольствием насмехаются. Да и вообще, я не понимаю, чем женщина-врач, осматривающая пенис, отличается от мужчины, проводящего гинекологическое обследование. Тем не менее, такая ситуация всегда служит поводом к веселью. (Из картотеки авторов)

Дискриминацию по половому признаку ощущают женщины, овладевшие даже самыми престижными профессиями. Как показало одно из исследований, с этим сталкиваются 25% студенток медицинского факультета Гарвардского университета; в старинной юридической конторе Кинг и Сподцинг в Атланте сотрудница возбудила судебное дело против руководства "в связи с отсутствием равных условий труда на почве половой дискриминации".

Женщинам не только затруднен доступ к получению престижных профессий - они наказываются также более низкой заработной платой; гораздо более труден для них и путь наверх по служебной лестнице. А если женщина все же достигает успеха в работе, это чаще приписывают удачному стечению обстоятельств, а не личным способностям, усердию и трудолюбию (Walum, 1977; Heilman, 1980). Другой вид предубеждения, которое зачастую приходится преодолевать женщинам, был яр-

ко продемонстрирован в ходе специального исследования. Его участникам (это были 360 студентов ВУЗов, половину которых составляли мужчины, а половину женщины) предлагали оценить курсовые работы. Выяснилось, что одна и та же работа получала высокую оценку, когда была подписана мужским именем, и низкую, если под ней стояло женское имя (Paludi, Bauer, 1983).

Очевидно, что половая дискриминация является существенным элементом жизни современного общества и не может исчезнуть в одночасье (Heilman, 1980). Тем не менее что-то меняется: уже есть женщины-сварщицы и мастера по ремонту телефонных аппаратов, а многие мужчины все чаще выполняют традиционно "женские" работы. Сандра Дей О'Коннор стала первой женщиной-членом Верховного Суда США, а одна женщина в 1984 г. баллотировалась на пост вице-президента США. Все больше женщин занимают высокие, ответственные должности в государстве.

КОРОТКО О ВАЖНОМ

Что не устраивает друг в друге мужчину и женщину, живущих вместе

Мужчина и женщина, живущие вместе, обычно находят друг у друга черты, которые их не устраивают (Buss, 1989). Например, неверность и оскорбительное поведение в равной степени не устраивают и того, и другого. Однако имеется целый ряд характерных половых различий в источниках конфликтов, которые перечислены ниже.

Что не нравится женщине в мужчине:

  • Высокие сексуальные запросы: проявляет повышенную сексуальную агрессивность, заставляет женщину чувствовать, что использует ее для удовлетворения своих половых потребностей, настаивает на сексуальной близости, не считаясь с ее желанием
  • Неуважительное отношение: считает женщину глупым, слабым существом; игнорирует ее мнение или умаляет его значимость просто потому, что это мнение женщины
  • Эмоциональная сдержанность: не проявляет свои чувства открыто, как будто боится выглядеть слабым
  • Поведение: слишком много пьет, слишком легко ввязывается в ссоры и драки, курит
  • Ненадежность: проводит с женщиной слишком мало времени, забывает позвонить, несмотря на обещание сделать это, не называет ее любимой и т.д.

Что не нравится мужчине в женщине:

  • Сексуальное пренебрежение: слишком часто отказывает в половой близости, не реагирует на сексуальные порывы мужчины, склонна насмехаться над его сексуальными способностями
  • Эгоизм: слишком занята собой, своей внешностью, своими нарядами, своей прической и макияжем; тратит на это чересчур много времени и денег
  • Неуравновешенность: слишком зависит от своих эмоций, отличается в высшей степени непрогнозируемым поведением