СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

ОГРАНИЧЕНИЯ ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СЕКСУАЛЬНОСТИ

Исследователь-этнолог среди пигмеев Заира.

Этнологическое исследование, как любое научное исследование сексуальности человека (см. гл. 2), имеет определенные ограничения, которые следует учитывать при чтении этой главы.

Первое ограничение связано с тем, что в любом обществе половая активность в большинстве случаев проявляется в приватной обстановке; и хотя люди часто позволяют ученым внедряться во многие интимные области их жизни, сексуальное поведение обычно остается закрытым для наблюдения. Социальные установки относительно секса у большинства "незападных" народов обычно мешают исследователям-этнологам наблюдать интимные детали сексуального поведения. Это значит, что к выводам ученых о распространенности различных типов сексуального поведения в данном обществе следует относиться критически. Утверждения типа "гомосексуальное поведение встречается редко" или "изнасилование - явление обычное", как правило, основаны на том, что говорят люди в этом сообществе о половых отношениях, а не на статистических исследованиях изучаемого сексуального поведения. Конечно, большинство наших знаний о сексуальности в странах Запада получены на основании информации такого же типа: результаты опроса людей об их действиях и чувствах сопоставляются с общепринятыми представлениями о данном обществе. Перед другими исследователями, опирающимися на обзорные данные, этнологи часто имеют преимущество, поскольку они обычно работают с небольшими группами населения и часто могут оценить достоверность сообщений своих информантов.

Вторым ограничением является то, что в своем стремлении показать различие сообществ по признакам частоты половых актов и отношения к смыслу полового поведения, этнологи часто игнорируют физические аспекты секса в разных обществах. Большинство исследователей задают общие вопросы об обычаях инцеста или этических аспектах добрачных половых связей, но не считают нужным спрашивать людей об их ощущениях при сексуальном возбуждении или на что похоже чувство оргазма? Отсутствие таких вопросов делает картину подхода общества к сексуальности неполной, поскольку сексуальные ощущения переживаются и интерпретируются через призму обусловленных культурой концепций. В одном обществе большинство людей могут испытывать оргазм как ощущение энергетического истощения, тогда как большинство людей другого общества могут переживать оргазм как приятный процесс образования и освобождения тепла. Описание сексуальных ощущений важно и для понимания того, как представители данной культуры передают другим свои впечатления о сексе. Поскольку не имеющие сексуального опыта люди узнают о том, чего можно ожидать, слушая такие описания, упускается информация относительно важного компонента сексуальной социализации молодежи.

Последнее ограничение связано с тем, что вплоть до недавнего времени большинство этнологических исследований проводились мужчинами, и обычно информантами также были мужчины. Таким образом, наше представление о сексуальности вдвойне мужское. Для полного описания сексуальности в обществе необходима информация о сексуальных переживаниях женщин, о том, как они интерпретируют секс и передают впечатления о нем. До тех пор, пока не будет больше информации о сексуальности женщин у представителей различных культур, наши знания о человеческой сексуальности останутся неполными.