СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Исторические данные

В далекой древности насилие было одним из способов добыть себе жену: мужчина брал в плен избранную им женщину и приводил ее в свое племя, после чего ему предстояло охранять свою собственность и свою честь, не допуская захвата или изнасилования своей жены другими мужчинами. По-видимому, так возникли первые законы, запрещающие изнасилование, которое рассматривалось как преступление против собственности или чести, но не против женщины (Brownmiller, 1975). Согласно кодексу Хаммураби - своду законов, установленных в Вавилоне почти 4000 лет назад, - изнасилование обрученной девственницы каралось смертью. Если же мужчина изнасиловал замужнюю женщину, виновными считались как насильник, так и его жертва; обоих топили в воде. Примерно такое же различие в наказаниях за насилие предусматривалось в Библии (Второзаконие, 22:22-28): замужнюю женщину, подвергшуюся насилию, считали соучастницей и приговаривали к смерти, так же как и насильника, но девственницу считали виновной только в том случае, если насилие над ней было совершено в городе: предполагалось, что на ее зов о помощи кто-нибудь откликнулся бы. Если же изнасилование происходило в поле, за городскими стенами, то девушку не убивали, так как никто не мог услышать ее крики. Если девушка была обручена, то насильника забивали камнями, а если нет, то принуждали его жениться на ней (по-видимому, мнение обо всем этом самой девушки никого не интересовало).

Впоследствии законы против насилия продолжали учитывать различные обстоятельства, в зависимости от которых это преступление оценивалось как более или как менее тяжкое. Наказание бывало серьезней, если женщина была девственницей или принадлежала к высшим слоям общества. В эпоху Вильгельма-завоевателя (1035-1087) человека, изнасиловавшего девушку из высшего круга, подвергали кастрации и выкалывали ему глаза. Однако вину устанавливали на поединке, а поэтому, если у жертвы не было заступника, готового рискнуть собственной жизнью, сражаясь с человеком, обвиненным в насилии, у нее не было возможности обосновать свою жалобу.

К XII в. такие поединки сменились судебными разбирательствами. Однако в глазах закона люди не были равны: человек благородного происхождения или рыцарь мог без особого труда обвинить в совершенном им насилии одного из своих людей и сохранить таким образом собственные глаза и шансы стать отцом. К концу XIII в. в английское законодательство об изнасиловании было внесено два дополнительных изменения: отменено разное отношение к изнасилованию девственницы и замужней женщины, а также применявшаяся ранее кара в форме непременной женитьбы на жертве насилия. За последующие семь веков законодательство в этой области не претерпело существенных изменений.

Несмотря на правовые нормы, насилие не всегда считалось недопустимым. Во время войн, как тысячи лет назад, так и до сих пор, победители насиловали женщин своих врагов. В некоторых литературных произведениях насилие даже описывалось в героических и романтических тонах. В США отношение общества к насилию довольно долго определялось социальным положением жертвы и насильника: например, в 1940-х и 1950-х годах на юге США белый мужчина, изнасиловавший черную женщину, редко привлекался к суду, однако с черным мужчиной, обвиненным в изнасиловании белой женщины, расправлялись быстро и жестоко. Даже сейчас в большинстве штатов мужчине вряд ли предъявят обвинение в изнасиловании проститутки, а насильственный половой акт между мужем и женой не "считается" преступлением в 38 из 50 штатов.

За последние 15 лет внимание общества к проблеме насилия значительно повысилось. Немаловажная роль в этом принадлежит женскому движению. Благодаря действиям его активисток помощь, оказываемая жертвам насилия, существенно улучшилась. Сегодня в департаментах полиции почти всех крупных городов США имеются специальные группы (с участием женщин-полицейских), обученные работе с жертвами насилия; созданы десятки горячих линий и кризисных центров для срочной и длительной помощи; во многих больницах выделены специальные палаты и разработаны программы для лечения жертв изнасилования; судебная процедура и законы, касающиеся изнасилований, претерпели серьезные изменения.