СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Древние иудейские традиции резко осуждали гомосексуальность. Как сказано в Библии: "Если кто ляжет с мужчиной как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" (Книга Левита 20:13).

Между тем, в древней Греции некоторые формы гомо- и бисексуальных отношений считались вполне естественными (Hoffman, 1980). Платон в своем "Симпозиуме" восхвалял достоинства мужской гомосексуальности и утверждал, что гомосексуалы-любовники - наилучшие солдаты. Многие герои греческой мифологии - Зевс, Геркулес, Посейдон и Ахилл - были не чужды гомосексуальному поведению (Baswell, 1980). Хотя в произведениях греческой литературы, посвященных этой теме, в качестве героев фигурируют обычно две взрослые женщины или два взрослых мужчины, в действительности в гомосексуальную связь чаще вступали взрослые мужчины и юноши (Karlen, 1980). Конечно, большинство мужчин в Древней Греции имели нормальные семьи, однако гомосексуальная любовь не считалась ни постыдной, ни греховной.

На заре существования Римской империи гомосексуальные отношения, очевидно, не преследовались законом; более того, гомосексуальное поведение было достаточно обычным. Браки между двумя мужчинами или женщинами считались нормальными и признавались высшим обществом; по имеющимся данным, несколько императоров, в том числе Нерон, состояли в браке с мужчинами (Boswell, 1980).

Принято считать, что христианская религия с самого начала осуждала гомосексуальность, однако не все историки придерживаются такой точки зрения. В своей книге "Христианство, общественная терпимость и гомосексуальность" Джон Босуэл (Boswell, 1980) утверждает, что на протяжении многих веков католическая Европа не проявляла враждебности к гомосексуалам.

Главное оружие против гомосексуальности дали католической церкви труды Св. Августина и Св. Фомы Аквинского: оба они писали, что любые половые акты, исключающие возможности зачатия, противоестественны и поэтому греховны. Согласившись с подобным ходом рассуждений, церковь превратилась в мощную силу, регулирующую половое поведение. Гомосексуалов стали осуждать за их наклонности и заставляли замаливать свой грех.

В средние века обвинение в гомосексуальности превратилось в одно из орудий инквизиции: дознаватели любыми способами выколачивали из подозреваемых нужные признания, представляя их не только извращенцами, но и еретиками и изменниками (Karlen, 1980).

Негативное отношение к гомосексуальности, проистекавшее из религиозных убеждений, преобладало в западном мире до тех пор, пока в XVIII и XIX вв. этой проблемой не заинтересовались медики (Bullough, 1978). Однако по существу ничего не изменилось: медики просто заменили слово "грех" словом "болезнь". Так, Крафт-Эббинг в своей книге "Psychopathia Sexualis" связывает гомосексуальность с генетическими дефектами и с аномалией нервной системы. К началу XX в. представление о гомосексуальности как о врожденном заболевании стало общепринятым.

Научные споры по поводу причин гомосексуальности не утихают весь XX в., однако отношение к этому явлению постепенно становится все более терпимым. Опубликованный в Англии в 1957 г. доклад Вольфендена рекомендовал ввести закон, разрешающий любые формы приватного полового поведения между взрослыми людьми по взаимному согласию. Летом 1969 г. в Гринвич-Вилледж (Нью-Йорк) состоялась демонстрация в знак протеста против полицейского налета на бар гомосексуалов; это событие можно считать началом борьбы геев за свои права . К 1990 г. во многих крупных и мелких городах США были приняты постановления, запрещающие дискриминацию гомосексуалов в отношении местожительства и трудоустройства.

Демонстрация гомосексуалов, требующих увеличения средств на борьбу со СПИДом.

Такие явные действия со стороны общины геев активизировали социальную и политическую оппозицию во многих кругах; даже сегодня заметна напряженность не только между гетеросексуалами и гомосексуалами, но и внутри самого сообщества гомосексуалов.

В своей книге "Гомосексуализация Америки" Д.Альтман (D. Altman, 1982) писал:

Гомосексуалы больше не грешники, не преступники, не извращенцы, не душевнобольные; им начинают давать менее оскорбительные определения: люди, ведущие альтернативный образ жизни, "члены некоего нового сообщества". В таком демократическом государстве, каким является США, это несомненно самый верный путь добиться, если не признания, то хотя бы терпимости.

Однако точка зрения Альтмана, несомненно популярная в начале 1980-х гг., быстро теряет своих приверженцев с появлением смертельной болезни, известной как СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита, см. гл. 20). И хотя теперь мы знаем, что СПИД может передаваться и при гетеросексуальных контактах, в те годы среди заболевших преобладали геи и бисексуалы, что дало людям повод вновь заговорить о гомосексуальности как о болезни и вызвало новую волну протеста в обществе.

Хронология знаменательных событий в движении за права геев

1969

> Полицейская облава в баре местечка Гринвич-Вилледж (Нью-Йорк), где обычно собирались геи, дала толчок к трехдневным беспорядком и демонстрациям, положившим начало движению геев за свои права

1983

> Член палаты представителей (от шт. Массачусетс) Джерри Стедс открыто заявил о своей гомосексуальности, став первым членом Конгресса США, сделавшим свою сексуальную ориентацию достоянием общественности; впоследствии он был избран вновь

1970

> В Нью-Йорке и Сан-Франциско прошли демонстрации геев и лесбиянок, отметивших таким образом годовщину беспорядков в Гринвич-Вилледж

1983

> На 19 декабря 1983 г. в США зарегистрировано 3000 больных СПИДом и 1283 случая смерти от этой болезни

1973

> Американская Ассоциация психиатров исключила гомосексуальность из перечня психических расстройств

1984

> В Сан-Франциско во время съезда Демократической партии закрыты бассейны для гомосексуалов; в марше протеста участвовало 1 00 000 человек

1977

> Харви Милк становится первым гомо-сексуалом, возглавившим демонстрацию в Сан-Франциско

1986

> Верховный суд США поддерживает права штатов объявить гомосексуальность вне закона

1981

> Центр по контролю заболеваемости США сообщил о первых случаях таинственной болезни , поражающей гомосексуалов (называемую теперь СПИДом)

1987

> Триста тысяч человек прошли маршем в Вашингтон в поддержку движения за права геев; развернуто "лоскутное одеяло" СПИДа

1982

> В г. Нью-Йорке основан центр по проблемам здоровья геев; в Далласе проведена первая Национальная конференция геев и лесбиянок, посвященная таинственной болезни, поражающей мужчин-гомосексуалов, предварительно названной некоторыми исследователями GRID (от англ. Gay-Related Immune Deficiency - иммунодефицит, связанный с гомосексуальностью)

1989

> Гомосексуалы Сан-Франциско получили официальное право вести общее хозяйство. Коллегия адвокатов шт. Калифорния предложила узаконить гомосексуальные браки