СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

ВЫВОДЫ

1. Иудаизм рассматривает сексуальность как дар Божий и весьма одобрительно относится к большинству ее проявлений между супругами. Правда, ортодоксальная иудейская традиция накладывает ряд ограничений (например, осуждает аборты и применение мужских контрацептивных средств, запрещает половые сношения в течение по меньшей мере 12 дней после начала менструаций); однако представители консервативных и реформистских групп придерживаются более либеральных взглядов.

2. Согласно официальной католической доктрине, сексуальные отношения допустимы только в браке ради продолжения рода. Церковь считает греховными все формы добрачного и внебрачного секса, а также мастурбацию; кроме того, она запрещает "искусственные" методы контрацепции, аборты и развод. Однако многие католические лидеры в США, Канаде и других западных странах призывают Ватикан к пересмотру этих положений в пользу более либерального подхода.

3. Взгляды протестантов по вопросам секса образуют широкий спектр - от весьма консервативных позиций, почти неотличимых от позиции католицизма, до крайне либеральных концепций, сторонники которых поддерживают право женщин на аборт, допускают возведение гомосексуалов в сан священнослужителей и терпимо относятся к любому сексуальному поведению, если оно укрепляет межличностные связи.

4. Многие люди находят, что позиция их церкви или синагоги в вопросах секса не вполне соответствует их собственным нуждам, и перестают следовать "официальным" религиозным установкам. Например, более 70% американских женщин-католичек детородного возраста пользуются "искусственными" методами контрацепции.

5. Возможен этический анализ ситуаций, в которых возникает конфликт между какими-то двумя наборами ценностей. Отражением таких конфликтов служат ведущиеся в настоящее время споры по поводу, например, отношения к абортам, новых методов преодоления бесплодия (использование донорских яйцеклеток, суррогатное материнство), судьбы замороженных эмбрионов, оказавшихся излишними, и др.

Вопросы для размышления

1. Французские "абортные таблетки" (RV-486) оказались безопасным и недорогим средством для прерывания беременности в первом триместре. Ряд небольших американских компаний готовы были продавать эти таблетки в США, однако федеральное правительство не включило их в фармакопею - список разрешенных лекарственных средств. Тем самым оно сделало препарат RV-486 недоступным для американцев. Учитывая то, что аборты в настоящее время в США легализованы, сочтете ли вы такое решение правительства морально оправданным?

2. Почему христианству исторически свойственна более репрессивная и отрицательная позиция в отношении секса по сравнению с другими религиями? Чем это в первую очередь обусловлено - религиозными убеждениями или потребностями развивающегося общества?

3. В настоящее время право на деторождение фактически признается абсолютным: никакой государственный орган не может запретить женщине забеременеть. Оправдано ли это моральными соображениями в нашем перенаселенном мире? Как быть, если женщина родила уже десяток детей? А если два десятка? Может ли со временем создаться такая ситуация, когда общество будет вправе ограничивать деторождение с помощью насильственных мер?

4. Возможно, что методы генной инженерии когда-нибудь позволят родителям по желанию выбирать, какими признаками будут обладать их потомки. Этичным ли было бы применение таких методов для того, чтобы обеспечить отсутствие у ребенка наследственных заболеваний или аномалий развития? Либо, скажем, для того, чтобы ребенок имел определенные внешние признаки, например светлые волосы или голубые глаза? Или же нам следует по-прежнему довольствоваться тем, что "выпадает по жребию природы"?

5. Есть ли какое-то различие в этическом плане между искусственным осеменением спермой донора и использованием донорских яйцеклеток? Или это морально эквивалентные акты?

6. Этично ли поведение суррогатной матери, передающей ребенка его биологическому отцу с бесплодной супругой и получающей плату за свои услуги? А что если ей нравится быть беременной, но она не желает сама выращивать детей и хочет зарабатывать на жизнь подобными услугами?