СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

ЗАПРЕТ ИНЦЕСТА

Общей для всех человеческих сообществ традицией в отношении секса является запрет инцеста. Согласно определению в гл. 18, инцест - сексуальные отношения между близкими родственниками. И хотя любая культура осуждает инцест, однако толкование, каких именно родственников считать слишком близкими для сексуального поведения, варьирует в разных обществах. Кроме того, и наказание за совершение инцеста колеблется от простого осмеяния партнеров до угрозы смертельной расправы над ними.

Происхождение и значение запрета сексуальных отношений между кровными родственниками - темы, горячо обсуждаемые в этнологии, и существуют три главных теоретических школы, в основе которых лежит разное объяснение неприемлемости инцеста: биологическое, социологическое и культурное.

Внимание представителей биологического толкования (Shepher, 1983) сосредоточено на том, что запрет инцеста предупреждает инбридинг человеческой популяции. Теоретики этой школы указывают на то, что тенденция избегать инбридинга проявляется у большинства приматов. То есть животные, несмотря на отсутствие у них культурных запретов, не спариваются с близкими биологическими родственниками (родителями, родными братьями и сестрами или потомками). Бабуины, например, избегают инбридинга, поскольку самцы в возрасте, близком к пубертатному, оставляют стадо, где родились, и присоединяются к новому. Некоторые взрослые самцы-бабуины много раз в течение своей жизни меняют стадо, уходя из каждой группы раньше, чем дочери самца-производителя достигнут половой зрелости. У нескольких видов приматов, например у шимпанзе, из стада в стадо переходят не мужские, а женские особи.

Биологическая трактовка, таким образом, предполагает, что первоосновой культурных правил против инцеста является тенденция избегать спаривания с близкими родственниками. Некоторые теоретики видят опору такой трактовки в том факте, что мифы о происхождении запрета на сексуальные отношения между близкими родственниками часто упоминают о рождении детей с уродствами как наказании за нарушение этого запрета.

Социологическая и культурная теории отмечают, что правила инцеста часто запрещают секс не только между генетическими родственниками, но и между людьми биологически не родными. Например, священная книга Ислама, Коран, запрещает брак между двумя людьми, вскормленными одной кормилицей, даже если они не связаны биологическим родством. У некоторых народов секс разрешен между одними родственниками, но запрещен между другими. Например, мужчина может обвиняться в инцесте, если он имеет половую связь с дочерью брата его отца или дочерью сестры его матери. Однако женитьбу того же мужчины на дочери брата его матери или дочери сестры его отца общество одобряет. Все эти женщины являются двоюродными сестрами данного мужчины, и биологическая теория не может объяснить, почему секс разрешен с одними из них и запрещен с другими.

Социологические теории доказывают, что запрет инцеста дает возможность обществу спокойно функционировать. Согласно одной из социологических трактовок, такой запрет существует в связи с тем, что семьи или группы должны объединяться с другими семьями или группами ради укрепления экономической и военной силы. Один из наиболее эффективных путей такого объединения - бракосочетание. Поскольку внутри группы сексуальные отношения запрещены, люди вынуждены искать сексуальных партнеров и пару для супружества среди мужчин и женщин других групп.

Другая социологическая теория предполагает, что семьи функционируют наиболее эффективно, когда внутрисемейные роли четко определены и не смешиваются. Кровосмесительные взаимоотношения между родителями и детьми будут путать эти роли, так что вовлеченные в эти отношения люди теряют четко очерченные ориентиры поведения. Кроме того, сексуальные отношения между родителями и их детьми влияют на взаимодействие родителей друг с другом. Согласно этой теории, разрешение сексуальных отношений между родителями и потомством привело бы к громадному социальному беспорядку, так что общество вынуждено предупреждать такие отношения.

Наконец, авторы культурных трактовок (Wagner, 1972; Heritier, 1982) запрета на инцест считают и биологические и социологические теории неполными, поскольку в них не учитывается то, как в разных обществах формируется концепция инцеста. Например, концепция инцеста всегда связана с определением родства, что варьирует в разных обществах. У большинства народов родственниками считают людей, имеющих общие гены. В других обществах люди называются родственниками, если они делят между собой пищу, землю или занимаются совместной деятельностью. Хотя у таких родственников нет никакой биологической связи, секс между ними запрещен как кровосмесительный.

Тот факт, что правила инцеста служат не только для профилактики инбридинга, наиболее ярко иллюстрируют следующие примеры. У народности самбия Новой Гвинеи (общество с ритуализированным гомосексуальным поведением) мальчики-подростки обязательно вовлекаются в гомосексуальное сожительство со старшими мужчинами. Ясно, что в результате таких отношений зачатие невозможно, однако запреты все же действуют и здесь. Мальчикам нельзя заниматься сексом с их отцами, братьями их отцов и их собственными братьями. Во многих обществах предписаны обстоятельства, при которых запрет на инцест должен быть нарушен. Например, вожди африканского племени леле, приходя к власти, вступают в сексуальные связи с сестрами по клану (Douglas, 1963). Нарушение вождем табу выделяет его как человека, стоящего вне правил обычной морали.

Хотя ни одна из теорий не является полностью корректной, важно понять, как каждая культура объясняет запрет на инцест и как этот запрет влияет на сексуальные отношения в обществе. Даже если изначально табу на сексуальные отношения между родственниками вводили из-за необходимости избегать инбридинга, каждое общество умело использовало этот запрет в своих целях.