СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ

Ребенок от рождения имеет сексуальные потенции, но каждое общество формирует их по-разному. Детей учат считать одни формы поведения и чувства правильными, а другие - неправильными. Американские дети, например, уясняют, что за некоторые поступки наказывают, тогда как за другие награждают; они слышат как взрослые одни манеры называют "хорошими", а другие - "отвратительными"; они обучаются подразделять окружающую обстановку и предметы на эротические и неэротические. Важно помнить, что по поводу сексуального поведения некорректно говорить о единой установке "американской" культуры, так как в пределах Соединенных Штатов имеются существенные расовые, этнические и классовые различия в этих вопросах. Дети в других сообществах тоже научаются отличать поступки приличные от отвратительных, эротическое от неэротического, но то, чему научились они, часто сильно отличается от того, что об этом знают американские дети. В результате в других сообществах обнаруживаются особенности сексуального поведения, отличные от таковых в Соединенных Штатах. То, как каждое общество из необработанного материала ("сырья") биологической сексуальности формирует специфическую для данного общества культуру секса, является главным предметом обсуждения в этнологических исследованиях сексуальности.

Примеры социальной организации сексуальности

Этнологи выявили социально обусловленное различие почти по каждому аспекту сексуального поведения (рис. 24.1). Так например, чрезвычайно отличается значимость любовных игр в качестве подготовки к половому общению. В культуре леп-ха в Гималаях (Gorer, 1938) рассматривают секс как удовольствие и для мужчины, и для женщины, хотя единственной формой любовной игры является нежное поглаживание мужчиной груди партнерши непосредственно перед половым актом. Наоборот, исследователи других культур сообщают, что крайне необходимым компонентом в сексуальном свидании являются длительные любовные игры. У племен, населяющих острова Тихого океана, предварительные игры перед сношением могут продолжаться часами.

Рис. 24.1

Географическое положение сообществ, которые обсуждаются в главе

Различие касается не только длительности любовных игр, но и их форм. Поцелуи и другие действия с губами общеприняты в мире, но некоторые народы (такие как тонга Южной Америки) их не приемлют. Оральная стимуляция гениталий также не универсальна; некоторые культуры к фелляции и куннилингусу относятся как к рутинной манипуляции, ведущей к коитусу, тогда как другие считают ее неестественной.

Другой пример вариации сексуального поведения у различных народов - положение, в котором осуществляется половой акт. Так называемая миссионерская позиция обычна во всем мире, и несмотря на название, ее распространение, вероятно, не является результатом подавления рьяными миссионерами сексуальной практики коренных жителей. Однако во многих обществах действительно предпочитают другие позиции для полового общения. В "океанической" позиции мужчина сидит на корточках или стоит на коленях между ногами женщины, лежащей на спине, и подтягивает женщину к себе так, что ее широко расставленные ноги охватывают его бедра. Совокупляющиеся могут затем обниматься в положении сидя на корточках. Это положение часто используется у некоторых тихоокеанских народов, но встречается также и в других частях света.

В позиции, которую Грегерсен (E.Gregersen, 1982) назвал африканской, партнеры при половом акте лежат бок о бок лицом друг к другу. Это положение действительно является предпочтительным в африканских культурах, однако оно используется также и в отдельных сообществах американских индейцев. Этнологи не выявили обществ, где коитус сзади или при положении женщины сверху использовались бы чаще всего, но у многих народов эти позиции считаются приемлемыми альтернативами наиболее распространенного положения.

Последний пример различия в сексуальности касается способа эротизации тела. Стандарты красоты варьируют в различных обществах, хотя, вероятно, существуют некоторые характерные черты, которые делают потенциального сексуального партнера привлекательным для всех. Физические признаки здоровья, например хорошее состояние волос, кожи и зубов или энергичные движения обычно считаются притягательными как свидетельство моложавости партнера. В остальном среди разных культур представления о привлекательности сексуального партнера расходятся. Например, идеализация худых женщин, свойственная индустрии западной моды, не универсальна. У большинства народов считается, что привлекательнее более крупные женщины. Разные культуры выбирают также разные части тела в качестве главных эротических зон. В большинстве американских субкультур эротизируется женская грудь, однако во многих других обществах это не принято. Эротизация женских гениталий, вполне обычная у некоторых народов, для американского общества не характерна. Различия типа и количества одежды также имеют отношение к различиям эротизации тела. В обществах, где принято закрывать большую часть тела, эротическое внимание может быть сосредоточено на остающихся незакрытыми деталях, например глазах, ушах или лодыжках. К сожалению, мало данных о том, как женщины эротизируют мужское тело. Некоторые авторы полагают, что сведений недостаточно потому, что женщин больше интересуют в мужчинах их возможности обеспечить экономические гарантии или престиж, чем мужская сексуальная привлекательность. Хотя это объяснение правдоподобно, оно серьезно не проверялось путем опроса женщин "незападных" культур, какие физические качества мужчин их привлекают. Кроме того, как свидетельствуют многие художественные произведения, женщины могут выйти замуж по расчету и при этом иметь четкое представление о красоте и эротичности мужского тела.

Хотя различия в любовных играх, коитальных позициях и стандартах красоты указывают на широкий диапазон многообразия сексуальности, эти проблемы этнологами систематически не изучались. В результате их причины и следствия нам не ясны. Однако существуют четыре области, относительно которых этнология располагает достаточно полными данными: отношение к инцесту, контроль за сексуальностью молодежи, правила брака и модели гомосексуального поведения мужчин.