СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

СЕКСУАЛЬНАЯ АДДИКЦИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВЫДУМКА

За последние десять лет ряд клиницистов стали высказывать мнение, что компульсивное половое поведение представляет собой настоящую аддикцию, вроде алкоголизма, наркотической зависимости или пристрастия к азартным играм. Для сексуальной аддикции характерны: 1) неспособность контролировать сексуальные импульсы; 2) вредные последствия этого поведения, хотя, как правило, сам сексуальный адцикт это отрицает; 3) неуправляемость в других областях жизни; 4) усиление частоты импульсов с течением времени; 5) симптомы абстиненции при воздержании (Carnes, 1983; Schwartz, Brasted, 1985; Kasl, 1989). Явление в целом было описано следуюбщим образом (Earle, Crow, 1989).

Все наши пациенты, страдающие сексуальной аддикцией, извлекают из секса то же самое, что наркоманы извлекают из наркотиков, а алкоголики - из спиртного: необычайно приятные ощущения, несравнимые ни с чем другим в их жизни; способ подавить такие чувства, как печаль, гнев, тревога или страх; а также средство избавиться от гнета повседневной жизни. Эта потребность уйти от действительности и многократно испытать подъем духа так велика, что сексуальные маньяки, подобно алкоголикам и людям, страдающим другими аддикциями, практически не в состоянии противостоять им. Они хотят покончить с этим. Снова и снова они обещают прекратить это. Они даже стараются прекратить, но не могут.

Большинство сексуальных маньяков - мужчины, а сексуальная аддикция у них нередко проявляется в необычных формах секса (например в парафилиях), беспорядочных половых связях, компульсивном мастурбировании, гомосексуальности, стремлении к насилию и кровосмешению, а также необыкновенно высокой потребности в обычных половых контактах. В одной из супружеских пар, обратившихся в Институт Мастерса и Джонсон, муж настаивал на не менее, чем четырех сношениях с женой в день, а жена уступала его требованиям, потому что он грозился пойти к проституткам, если она не будет "удовлетворять его потребности". Карнс (Carnes, 1983) описал другой типичный случай: женатый адвокат, имевший множество любовниц (иногда одновременно двух и более), завсегдатай массажных кабинетов, при всем этом болтался в магазинах по продаже порнопродукции, где имел контакты с гомосексуалами в кабинах для просмотра фильмов.

У женщин сексуальная аддикция чаще всего выражается "в частых опасных половых контактах с незнакомыми людьми (Schwarz, Brasted, 1985). Стремясь к самоутверждению или спасаясь от горя и одиночества, они снова и снова вступают в сексуальную связь, чтобы ощутить уверенность в себе и достигнуть кратковременной эйфории, как это описано в книге "Женщины, секс и адцикция" (Kasl, 1989):

Гиперсексуальные женщины оказываются втянутыми в некий порочный круг. Сексуальные победы необходимы им, чтобы ощутить свою власть, но при этом неудовлетворенной оказывается потребность в нежности и общении. Под их аддикцией скрывается жгучее желание избежать ощущения собственной никчемности. Этим женщинам необходимо соблазнять, преследовать, чувствовать, что они одержали победу. Они жаждут близости и душевного тепла, но не знают, как этого добиться.

Независимо от конкретного типа полового поведения оно превращается в аддикцию, когда в нем появляются элементы компульсивности и полного пренебрежения к возможным последствиям. По этой причине важно понимать, что не всех вуайеристов или трансвеститов следует считать аддиктами, хотя некоторые из них (те, кого неудержимо тянет к подглядыванию или к ношению одежды противоположного пола) относятся к таковым.

Карнс (1983) описывает наиболе распространенные представления сексуальных аддиктов-мужчин о самих себе: 1) я по своей сути плохой никчемный человек; 2) никто не будет меня любить так, как я сам; 3) мои потребности никогда не будут удовлетворены, если мне придется полагаться на других; 4) сексуальное удовлетворение - моя самая главная потребность.

Казл (Kasl, 1989) перечислил сходные убеждения сексуальных аддиктов женского пола: 1) я бессильна; 2) я всегда буду одна или буду чувствовать себя одинокой; 3) меня всегда будут бросать; 4) мое тело бесстыдно (порочно), отвратительно.

Эти глубинные убеждения в свою очередь ведут к поведенческим установкам, определяющим действия сексуальных аддиктов. Например, убеждение, что "Никто не будет любить меня так, как я сам", ведет к ошибочной концепции, приравнивающей секс к любви: "Меня можно полюбить, если испытывать ко мне половое влечение" или "Если кто-то занимается со мной сексом, это доказывает, что меня можно полюбить". А глубинное убеждение женщины в том, что она всегда окажется брошенной, порождает установку: "Меня не бросят, если я научусь обольщать".

Большинство программ, создаваемых для оказания помощи сексуальным аддиктам, основаны на тех же принципах, что и программа "Двенадцать шагов к выздоровлению" для анонимных алкоголиков. По мнению многих специалистов, сексуальная аддикция требует профессиональной терапии, а также взаимной поддержки. Одна из основных задач такой терапии - научиться изменять негативные убеждения, разжигающие аддикцию; понять, что можно справляться с тревогой и стрессом другими способами, а не только с помощью секса; научиться навыкам общения. Умение общаться помогает сексуальным "наркоманам" избавиться от одиночества, успешно создавая новые взаимоотношения или восстанавливая прежние.

Не все специалисты, однако, приняли модель сексуальной аддикции с воодушевлением. Так, Левин и Тройден (Levine, Troiden, 1988) утверждают, что определения сексуальной аддикции и компульсии "концептуально порочны" и что критерии, используемые для диагностики этих состояний, "субъективны и надуманны". Они указывают, что компульсивное половое поведение в 1970-1980-х гг. считалось вполне законным и лишь позднее было признано аномальным "моралистами от медицины", давшими ему наукообразное название - "сексуальная аддикция" - и признавшими его, таким образом, болезнью. По их мнению, специалисты по психиатрии, защищающие модель сексуальной аддикции, выступают в роли "общественных контролеров" и навязывают свои ортодоксальные взгляды большинству населения страны. Левин и Тройден полагают, что этот толчок к конформизму был результатом угроз здоровью, связанных с генитальным герпесом и СПИДом. Они отмечают также, что прекращение аддиктивного поведения не вызывает подлинных физиологических проявлений синдрома отмены (например, поноса, конвульсий).

Концепцию сексуальной аддикции, правда с иных позиций, подверг критике и Стентон Пиль, автор книги "Любовь и адцикция". Он пишет (Peele, 1989):

Чем чаще психологи и адвокаты объявляют те или иные формы поведения неконтролируемыми компульсиями, тем меньше людей привлекают к ответственности за их действия, даже если эти действия наносят вред другим людям. Часто все наказание за очевидное, даже криминальное правонарушение сводится к консультациям в лечебном центре. Вводя термин "аддиктивные болезни", мы рискуем создать мир, в котором все будет простительно, мир, который неизбежно сползет к хаосу.

Наконец, следует указать, что нет ни одного исследования, доказывающего, что сексуальную аддикцию можно выделить в качестве самостоятельной диагностической категории. Это, конечно, не означает, что подобная концепция не имеет под собой реальной базы: ведь люди, которые находятся во власти сексуальных компульсий, действительно существуют. Суть проблемы состоит в том, чтобы выяснить, удастся ли, назвав некоторых людей сексуальными аддиктами, найти путь к диагностированию или лечению аномального сексуального поведения, или же это окажется лишь еще способом навешивания ярлыков.