СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
X
Y
БИБЛИОТЕКА
 Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ 
 
 





Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р.
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Предисловие
Об авторах
ВВЕДЕНИЕ
    1. Общий взгляд на проблему сексуальности
    2. Сексология как наука
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    3. Анатомия половой системы
    4. Физиология сексуальности
    5. Репродукция
    6. Предупреждение беременности и аборт
II. РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    7. Формирование сексуальности. Биологические аспекты
    8. Детская сексуальность
    9. Сексуальность подростков
    10. Сексуальность взрослого человека
    11. Половые роли
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
    12. Любить и быть любимым
    13. Интимная близость и навыки коммуниации
    14. Секс в одиночку
    15. Гетеросексуальность
    16. Гомосексуальность и бисексуальность
    17. Различные виды сексуального поведения
    18. Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии
IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
    19. Болезни, передающиеся половым путем (БППП), и инфекционные болезни половых органов
    20. ВИЧ-инфекция и СПИД
    21. Половые расстройства и их лечение
    22. Половые расстройства и половое здоровье
V. КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
    23. Религиозные и этические аспекты секса и репродукции
    24. Этнологический аспект сексуальности человека

Аборт

Абортом называют прерывание беременности до того времени, когда зародыш или плод был бы способен выжить вне матки (Tietze, 1977). Аборт бывает самопроизвольным, когда беременность прерывается в результате каких-то нарушений в организме матери или плода, или искусственным, когда плод извлекают из матки намеренно. Согласно имеющимся оценкам, в мире ежегодно производится 30-40 млн. легальных абортов и примерно столько же нелегальных (Baulieu, 1989). Сегодня проблема абортов горячо обсуждается с различных позиций. Сторонники "права на жизнь" считают аборт недопустимым, выступая в защиту неродившегося человека, а сторонники "права на выбор" считают, что женщине должна быть предоставлена возможность самой решать свое будущее. Общественное мнение по этим вопросам расходится. Свести воедино все сложные аспекты прав и обязанностей, затрагивающих интересы как индивидуума, так и общества, далеко не.

КТО ПРИБЕГАЕТ К АБОРТАМ? СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В 1985 г. в США было произведено примерно 1,3 млн. легальных абортов (MMWR, 38: SS - 2,1989). В масштабе всей страны это составляет 24 аборта на 1000 женщин репродуктивного возраста (от 15 до 44 лет). Показатель частоты абортов в масштабах всей страны, выражаемый числом абортов на 1000 живых новорожденных, составил в США в 1985 г. 354.

Исследование, проведенное в 1987 г. Институтом Алана Гаттмейчера, показало, что 26% всех легальных абортов приходится на женщин моложе 19 лет (Henshaw, Silverman, 1988). Треть всех абортов была произведена женщинам 20-24 лет, а женщины старше 30 лет составили 19% (рис. 6.10).

Рис. 6.10

Некоторые характеристики женщин, производящих аборты

Среди женщин, сделавших аборты, замужних было 18,5%. Почти две трети никогда не были замужем, а остальные либо разъехались с мужьями (6,4%), либо были в разводе (11,2%), либо остались вдовами (0,6%). Неудивительно, что у многих из них семейный доход был ниже 11 000 долларов в год; женщины с доходом свыше 25 000 долларов в год гораздо реже решаются на аборты.

По данным правительства США и Института Алана Гатгмейчера, примерно две трети женщин, сделавших аборты легально, принадлежали к белой расе (MMWR, 38: SS-2, 1989; Henshaw Silverman, 1988). Следует отметить, что среди афро- и латиноамериканок частота абортов значительно ниже, чем среди представительниц белой расы: 472 против 277 абортов на 1000 живых новорожденных (MMWR 38: SS-2, 1989).

Анализ данных о вероисповедании женщин, сделавших аборты в 1987 г., показал следующее: 42% составляли протестантки, 32% - католички, 1% исповедовали иудаизм, 3% - другие религии, а 22% заявляли, что они неверующие (Henshaw, Silverman, 1988). Эти данные представляют известный интерес, так как показывают, что многие приверженцы католицизма готовы пренебречь запретом, наложенным церковью на аборты.

Исследование, проведенное Институтом Алана Гаттмейчера, выявило еще один интересный факт: половина женщин, сделавших аборты в 1987 г., сообщили, что они предохранялись от беременности в течение всего того месяца, в который они забеременели. Это прямо противоречит представлению о том, что большинство женщин, делающих аборты, либо не знают о существовании противозачаточных средств, либо не хотят обременять себя заботами, связанными с их применением; следующий пример подтверждает ошибочность такого мнения.

23-летняя женщина, окончившая колледж: в студенческие годы я влюбилась в одного парня и жила с ним. У нас был бурный роман, но мы были очень осмотрительны: я пользовалась диафрагмой, а он презервативами. Вы сможете себе представить, в каком мы были шоке, когда выяснилось, что я беременна. Мы никогда не "забывали" о противозачаточных средствах; мы даже использовали одновременно два средства. И все же когда я рассказала обо всем своей лучшей подруге, она стала упорно убеждать меня, что в какой-то раз мы допустили оплошность и забыли принять меры. "Может быть, - говорила она, - вы были пьяные и не помните об этом". Меня обидело такое отношение, и я поняла, с какой легкостью люди могут высказывать о поведении других предположения, которые просто неверны. (Из картотеки авторов)

 

Как видно из табл. 6.3, большинство женщин, сделавших аборты в 1985 г., никогда не рожали. Менее чем одна из 20 таких женщин, сделала в прошлом 3 или более абортов. Это позволяет допустить, что немногие женщины полагаются на аборт как на способ регуляции рождаемости; однако некоторые из тех, кто выступает против легализации абортов, утверждают, что эта практика широко распространена.

Таблица 6.3

Распределение женщин, прошедщих в 1985 г. через легальный аборт, по числу уже имеющихся у них детей и сделанных в прошлом абортов (по данным из Morbidity and Mortality Weekly Report 38: SS-2, Table 15 and 16, September 1989)

Распределение по числу рожденных в прошлом живых детей, %

0

55,1

1

21,4

2

14,4

3

5,1

4

2,5

Неизвестно

1,5

Всего

100

Распределение по числу сделанных в прошлом абортов, %

0

56,8

7

25,0

2

9,6

3

4,7

Неизвестно

3,8

Всего

100


МЕТОДЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА

Выбор метода аборта зависит главным образом от срока беременности. В течение первого триместра чаще всего применяют вакуумную аспирацию. После расширения цервикального канала в матку вводят небольшую пластиковую трубочку; ее подсоединяют к вакуум-генератору и осторожно отсасывают из матки ткани плода, плаценту и плодные оболочки (рис. 6.11). Вся процедура занимает всего 10-15 мин.

Рис. 6.11

Вакуумная экстракция

Эмбрион и зародышевые оболочки отсасывают из матки.

Во втором триместре беременности применяют расширение (шейки матки) и удаление (плода) - метод, сходный с вакуумной экстракцией. После расширения цервикального канала щипцами рассекают и удаляют плод, а затем с помощью аспирационной канюли отсасывают плаценту и остатки плода. После этого металлической кюреткой осторожно выскабливают стенки матки, чтобы убедиться в удалении всех остатков тканей плода.

Во втором триместре аборты иногда производят с применением фармакологических препаратов, стимулирующих сокращение матки, что приводит к изгнанию плода и плодных оболочек. Для индуцирования сократительной активности матки используют простагландины, которые инъецируют непосредственно в амниотический мешок, либо медленно вводят в вену, либо вкладывают во влагалище. При стимуляции аборта гипертоническим раствором его вводят в полость амниона. Оба метода занимают по нескольку часов; кроме того, они сопряжены с физическим и моральным дискомфортом, создаваемым сокращениями матки и извлечением мертвого зародыша через влагалище.

В настоящее время аборт все реже производят методом расширения и выскабливания. Его используют при сроке беременности примерно 15 недель; это требует применения общего наркоза. После расширения цервикального канала полость матки выскабливают, удаляя ткани зародыша, плаценту и плодные оболочки. Гистеротомия представляет собой операцию, сходную с кесаревым сечением, которую можно проводить в течение всего второго триместра беременности. К ней прибегают редко и ее также проводят под общим наркозом.

Некоторые люди полагают, что можно вызвать аборт, если есть определенную пищу, усиленно делать физические упражнения или применять другие "домашние средства", но это не так. А попытки прервать беременность, вводя в матку проволочную вешалку или вязальную спицу, крайне опасны и могут привести к тяжелой инфекции или вызвать кровотечение.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Благодаря совершенствованию методов прерывания беременности риск при аборте меньше, чем при вынашивании ребенка и родах: на 100 000 искусственных абортов приходится менее 4 летальных случаев, тогда как число смертей на 100 000 благополучных родов достигает 14 (Grimes, Gates, 1980; Koonin et al., 1988). Фактически среди здоровых женщин (т.е. не имевших до аборта серьезных медицинских проблем) вероятность умереть от легального аборта составляет в США менее 1 на 100 000 (Le Bolt, Grimes, Gates, 1982). Наиболее безопасны аборты в первом триместре беременности, в более поздние сроки эта процедура чаще вызывает такие осложнения, как кровотечение, инфекции и прободение матки. Нет никаких серьезных данных, свидетельствующих о том, что правильно произведенный аборт может в дальнейшем привести к бесплодию. В нескольких работах было показано, что у женщин, сделавших два или более абортов, при последующих беременностях наблюдается повышенная частота выкидышей (Harlap et al., 1979; Levin et al., 1980; Madore et al., 1981), преждевременных родов и рождения маловесных детей (World Health Organization, 1978).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АБОРТА

Для большинства женщин благотворное эмоциональное воздействие аборта перевешивает психологический риск (Osofsky et al., 1971; Niswander, Singer, Singer, 1972; Nadelson, 1978). Если исключить случаи осложненных абортов, ни в одном из многочисленных исследований не было обнаружено существенного повышения случаев психических расстройств после аборта (Holden, 1989). В сущности психологические проблемы, возникающие после прерывания беременности, встречаются гораздо реже, чем послеродовая депрессия.

Более того, многие женщины сообщают о значительном успокоении, наступающем после аборта (Н.Р. David, 1978). Вот что рассказала одна пациентка: "Когда я обнаружила, что забеременела, мне показалось, что впереди мрак. Как только мне сделали аборт, я вновь ощутила над собой солнце" (из картотеки авторов). Тем не менее женщины, перенесшие аборт, довольно часто говорят о чувстве вины, грусти и утраты. Справиться с этими реакциями им помогают психологи.

В своем докладе президенту начальник департамента медицины К.Э. Кооп (который сам был противником абортов) не смог назвать никаких серьезных психологических последствий аборта. Кооп писал, что "имеющиеся в настоящее время научные данные... не могут быть использованы для поддержки ни противников, ни сторонников аборта" (Коор, 1989). Кооп полагал, что вследствие таких методологических недостатков, как отсутствие контрольных групп, очень низкая доля проспективных исследований и нерепрезентативность выборок, надежные выводы о психологических или физических воздействиях аборта делать нельзя. Позднее стало известно, что в докладе Коопа на самом деле говорилось об относительной безопасности абортов, однако соответствующие строки были подвергнуты цензуре со стороны высокопоставленных правительственных чиновников (The New York Times, 1989; Science, 1989). Впоследствии Американская психологическая ассоциация организовала специальную комиссию, в задачу которой входил сбор данных по психологическим реакциям американских женщин после легальных абортов. Вывод этой комиссии гласил: легальное прерывание нежелательной беременности, произведенное в первом триместре, "не оказывает отрицательного влияния на психику большинства женщин; депрессивные состояния вследствие аборта чрезвычайно редки" (Adler et al., 1990).

Реакции на аборт со стороны мужчин традиционно уделяется мало внимания. Известно, что к решению вопроса об аборте они, как правило, подходят с позиций разума, однако после того как все произошло, начинают испытывать боль, обиду или гнев (Shostak, McLouth, Seng, 1984). Лишь в нескольких клиниках, производящих аборты, психологи консультируют не только женщин, решившихся прервать беременность, но и их партнеров. По словам одного консультанта, позиция мужчины в данном вопросе его не интересует, "ведь беременна-то женщина, и меня беспокоят ее чувства". Пусть мужчины ищут себе собственных психиатров, если им это нужно". Хотя не все психологи разделяют эту точку зрения, многие из них говорят, что мужчины не нуждаются в их услугах.